Блокчейн сейчас находится в середине главного цикла зрелости технологий и именно поэтому многим людям трудно воспринимать его всерьез, но если углубиться в саму суть технологии цифрового финансового учета, то в нем кроется огромный потенциал, способный изменить наше представление о доверии в бизнесе. Однако для этого еще очень рано и нужно сложить множество мелких деталей воедино, чтобы дать толчок применению блокчейна в бизнесе.
Достаточно будет упомянуть, что он полюбился многим крупным вендорам предприятий, таким как SAP, IBM, Oracle, Microsoft и Amazon, которые стремятся ввести определенный уровень блокчейна в качестве услуги для покупателей.
Несмотря на то, что уровень интереса в блокчейне остается переменчивым, опрос, проведенный Британской фирмой Juniper Research в Июле 2017, в котором приняли участие более 400 крупных компаний, показал, что 6 из 10 респондентов ответили, что они «либо активно размышляют, либо находятся в процессе применения блокчейн технологии».
Несмотря на растущий интерес, наблюдавшийся последние 12 — 18 месяцев, в блокчейне не хватает базовой основополагающей системы подключения, в которой нуждается любая платформа, желающая процветать в условиях компании. Конечно, многие организации и сообщества разработчиков ПО с открытым исходным кодом уже давно признают это возможностью и пытаются привести это в действие, но проблемы все же остаются.
Препятствия для применения
Несмотря на то, что блокчейн имеет много возможностей и вариантов для применения, некоторые люди все еще не могут разделить его и его криптовалютные корни. Джошуа Маккенти, помогавший разработать Open Stack во время работы в NASA, а теперь являющийся главой Cloud Foundry в Pivotal, видит в этом серьезную проблему, способную приостановить развитие блокчейна как корпоративной технологии.
Он считает, что прямо сейчас Биткоин и блокчейн можно сравнить с Napster и пиринговой сетью (P2P) в конце 90-ых. Когда Napster использовался для легкого обмена MP3 файлами не совсем легальным путем, используя P2P сеть, как утверждает Маккенти, это предотвратило использование P2P в бизнесе на десятилетие из-за негативных ассоциаций, связанных с возникавшими инцидентами.
«Вы не сможете говорить о Napster [и P2P] и надеяться, что это будет позитивный разговор. Биткоин сделал тоже самое с блокчейном. Понадобится время, чтобы мы забыли о случаях с биткоином и принялись использовать что-то действительно полезное [с блокчейном]», – утверждает он.
Недавний опрос, проведенный Deloitte, более чем с 1000 участниками из 7 стран, показал, что за пределами Соединенных Штатов это утверждение в частности считается истинным. «Когда их спрашивали, верят ли они, что блокчейн был просто «базой данных для денег» с небольшим применением за пределами финансовых услуг, только 18% респондентов в Соединенных Штатах согласились с этим утверждением против 61% респондентов во Франции и Великобритании», — утверждает отчет.
Ричи Этвару, основатель и Генеральный Директор Hu-manity, а также автор книги Blockchain Trust Companies (Блокчейн: Доверяйте компаниям) рассматривает это как вопрос доверия. Компании не привыкли вести дела с позиции доверия. В действительности, в книги утверждается, что вся контрактная система существует из-за его полного отсутствия.
«Загвоздка [в распространении применения в бизнесе] в том, что те, кто использует традиционную или преобразованную бизнес модель в условиях больших предприятий, систематически и по привычке отбрасывали доверие и прозрачность на второй, а иногда третий уровень бизнес модели. Необходимым сырьем является готовность регулирования и гармонизация на уровне руководства в принятии таких понятий, как доверие и прозрачность в качестве очередных отличительных особенностей», — объясняет Этвару.
Непостоянство новых технологий
Блокчейн изначально создавался как система, отслеживающая владение биткойном, и до сих пор широко используется для этой цели. Мы видели как компании, такие как po.et пытаются использовать ее, чтобы применять собственность содержимого, Hu-manity, которая хочет применять собственность данных и IBM TrustChain консорциум для отслеживания местопроисхождения бриллиантов от рудников до магазина.
Роб Мэй — генеральный директор в Talla и человек, чья компания помогла запустить блокчейн под названием BotChain для отслеживания подлинности ботов, говорит, что поиск хорошего прецедента использования может значительно помочь определить успех или провал технологии. «Блокчейн имеет ряд различных случаев применения, но они обычно либо сваливаются в одну кучу либо слабо понимаются раздельно», — утверждает Мэй.
Он убежден, что в настоящий момент во многих случаях компании не понимают преимуществ блокчейна, которые он определяет как неизменность, доверие и токенизация, последнее из них может помочь финансировать инициативы блокчейна (но может также создать путаницу с прецедентами использования криптовалюты).
«В настоящий момент, предприятиям не хватает реальных возможностей блокчейна и они вместо этого отбрасывают блокчейн в абсолютно неподходящие ему места. Например, они пытаются использовать его для смарт-контрактов, но этот материал не совсем готов. Они также пытаются использовать его для случаев, требующих высокой скорости, к чему блокчейн опять не готов», — утверждает он.
В заключение, он говорит, что если вам не нужна неизменность, доверие и токенизация, вы можете рассмотреть другой подход, отличный от блокчейна.
Пожалуйста, идентифицируйте себя
Как и в любой другой сети, идентификация станет основополагающей в любой блокчейн сети, так как очень важно понимать, с кем именно ты контактируешь. Чарльз Френсис, главный аналитик в Accenture, говорит, что сейчас блокчейн будет оставаться в большей части приватным, но аутентификация должна стать в возрастающей степени важной, так как в конечном итоге у нас будут blockchain-to-blockchain коммуникации.
Он объясняет: «Изначально blockchain-to-blockchain соединения будут настраиваться вручную, и вы будете самостоятельно управлять сетью в закрытой форме, и проблемные пользователи будут незамедлительно обнаружены». Но он убежден, что нам понадобится локальная система, чтобы убедиться, что мы и вправду те, кем представляемся, когда взаимодействуем с частной сетью.
Джерри Куомо, сотрудник IBM и вице-президент компании по блокчейн, утверждает, что наступит время, когда будут существовать несколько сетей и нам понадобится организовывать системы для их коммуникации. Он говорит: «Одной блокчейн сети, управляющей всеми остальными, не будет. Это самый беспроигрышный вариант. После вынесения этого предложения, этим системам придется работать вместе». «Всем [другим частям сетей] понадобится идентификация, и эта идентификация должна будет действовать во всех сетях. Моя личность в одной сети должна быть такой же и в другой», — объясняет он.
Для Этвару это все сводится к доверию, и личность, заслуживающая доверия, станет естественным расширением этого. Он утверждает: «В случаях использования преобразовательного блокчейна необходимо, чтобы сеть торговых партнеров начала действовать в более доверительной и прозрачной манере, а не только за счет отдельных личностей».
На пути к внедрению
Все это свидетельствует о том, что предприятиями все еще ведется активный поиск возможностей для внедрения. Как утверждает Мэй из Talla, в этой области могут возникать вопросы, допускающие разные ответы, но это и является возможностью для компаний. «Если вы взаимодействуете с целой сетью вместо одной компании, кого вы станете обвинять, когда что-то пойдет не так? Я думаю, что вы увидите множество компаний в пространстве блокчейна, делающих то, что Red Hat сделали для Linux. Предприятия нуждаются в консультационной помощи и улучшенных механизмах, чтобы размышлять о том, как сети [блокчейна] будут функционировать, так как Ethereum не является продуктом как таковым в традиционном смысле», – утверждает он.
Гил Перес — первый заместитель директора по продуктам и инновации, а также глава инициативы цифровых клиентов в SAP утверждает, что он видел компании с реальными проектами в производстве. «Это за пределами простого желания сделать что-то. Мы проводим широкомасштабные реализации и пробные мероприятия. Например, мы провели одно в фармацевтической индустрии с более чем миллиардом транзакций», — говорит он.
В действительности, у SAP на данный момент имеется 65 компаний, работающих над разными проектами на различных уровнях прогресса. Перес говорит, что следующий уровень применения потребует метода для вовлечения нескольких сторон, а не только одной компании. Как, например, в канале поставок, который включает в себя транспортировку товаров и документации по разным странам, вовлекая сюда множество отдельных лиц.
Он также указывает на важность обеспечения подходящих данных, потому что, если у вас имеются неподходящие данные в неизменяемой записи, в конечном итоге это станет серьезной проблемой. Для этого необходимо, чтобы вовлеченные компании собрались вместе и договорились о единой системе для входа и о каждом кусочке информации, которая попадает в систему, но над этим еще предстоит работать.
Мэй видит, что технология блокчейна преобразует то, как ведется бизнес в будущем, и обеспечивает более стандартный способ взаимодействия, чем сегодняшняя неразбериха с вендорным подходом.
«Теперь, когда появился блокчейн, что если бы мы могли запустить стандарт и поделить рынок посредством всех приложений в пространстве? Итак, вы, как разработчик, пишите ваше [приложение] расширение один раз и оно работает с любым [похожим приложением], которое поддерживает этот стандарт и они разделят один гигантский рынок. Но как вы заставите их разделить рынок? Блокчейн и токены обеспечивают децентрализацию и материальные стимулы, так что, если вы установите подходящие правила, возможно, вы сможете это сделать. Это могло бы стать чем-то преобразующим”, — сказал он
Как и с любой новой технологией, чем больше ее размах, тем больше инструментов и смежных технологий ей необходимо. Мы находимся только на ранней стадии обнаружения того, чем они являются и перед тем, как технология отправится в большое плавание, нам понадобится больше основополагающих локальных инфраструктур. Если такое случится, то блокчейн может стать таким же преобразующим, как его описывает Мэй.
Рон Миллер,