16 января 2020

В столичном коворкинге Ground Zero прошло первое в новом году заседание CIO Club.

Открыл встречу эксперт клуба Ахадбек Далимов, вынесший на рассмотрение несколько организационных вопросов. Первый – проведение ежемесячных заседаний. Их договорились устраивать по пятницам.

— Есть предложение сделать постоянными темами трансформацию, безопасность и опыт CIO. А конкретные идеи для следующих встреч ждем от всех членов клуба. Их можно выдвигать и здесь, и в нашей телеграм-группе — под хештегом #idea. Например, мой вариант на февраль – электронная цифровая подпись, — сказал А. Далимов.

На голосование вынесли две инициативы: проводить конкурс на лучший ИТ-проект в Узбекистане и опросы среди CIO о положении дел в отрасли. В частности, выделяют ли учреждения деньги на информационные технологии, внедрение новинок и обучение по этому направлению, а также на каком уровне зрелости находится инфраструктура. Прошлые предварительные опросы показали, что проблем хватает. Нужно более четко понимать узкие места и работать над их устранением.

Говорили и о международных мероприятиях. Наши специалисты в наступившем году смогут принять участие как минимум в двух. Это CIO Central Asia 9-11 сентября в столице Казахстана Нурсултане, где часть соотечественников уже бывала, и Global CIO Academy 28-30 сентября в американских Вашингтоне и Арлингтоне. Такие поездки очень ценны в плане обмена опытом с коллегами.

В программу заседания вошли две презентации – об ITIL 4 от консультанта компании Expert Pro Наргизы Сулеймановой и о цифровой трансформации бизнеса от члена совета Universal Bank Абдулазиза Саттарова. Остановимся на них поподробнее.

ITIL 4 – что нового?

ITIL – библиотека, собравшая лучшие способы организации деятельности в сфере ИТ. Ее начали создавать в 1986 году по инициативе правительства Великобритании и стали применять по всему миру. У каждой версии был свой ключевой вектор: у первой – инфраструктура, второй и самой популярной – процессы, третьей – жизненный цикл услуг. А четвертая, вышедшая в 2019-м, — о ценностях. С ней, как показал блиц-опрос в зале, у нас в стране пока почти никто не знаком.

Как рассказала Н. Сулейманова, в ITIL 4 впервые появилась книга по основам – Foundation, которую она рекомендует прочитать всем коллегам. Также есть издания по 4 базовым областям. Другая новинка – service value system (приблизительный русский перевод – система ценности услуг), предполагающая совместное создание ценностей всеми участниками. Для этого необходимы выстроенная модель управления, конкретные руководящие принципы и практики, а также постоянное совершенствование по всем направлениям. По сравнению с прошлой версией ITIL руководящие принципы укрупнены – вместо 9 их теперь 7, а прикладные разделы по процессам переформатированы в 34 практики, в каждую из которых регулярно будут вноситься дополнения. Среди новых – бизнес-анализ, управление рисками, рабочей силой и организационными изменениями.

Если раньше в фокусе были только услуги, то теперь к ним добавились продукты. Их успешность зависит от 4 факторов: организации и люди (в прежней версии им напрасно почти не уделяли внимания), информация и технологии, партнеры и поставщики, ценностные потоки и процессы.

Из зала прозвучал вопрос: есть ли наглядные примеры? Спикер отметила, что каталога услуг на основе ITIL не существует. Причина проста: сколько бы ни были проектов, процесс работы по каждому из них не похож на другие. Есть только общие установки, которые и определяет ITIL.

Изменилась и система профессиональной сертификации. Первая ступень – ITIL Foundation, затем выделены 6 вариантов, прохождение которых позволит получить статус управляющего менеджера или стратегического лидер ITIL Master. В Узбекистане сертификаты имеют пока только 3 человека, включая саму Наргизу Сулейманову.

— Линейка экзаменов сейчас обновляется. Что дает их прохождение? Способность смотреть на картинку в целом. Здесь собрались специалисты в разных областях, но важно видеть все взаимосвязи между ними. Понимать, что ИТ – не только о технологиях, но и людях, маркетинге и ценностях, — резюмировала спикер.

Цифровая трансформация бизнеса

Абдулазиз Саттаров начал презентацию со сравнения задач, которые выполняли CIO в 2009 году и десятилетие спустя. Тогда они отвечали в основном за компьютерную технику, многое в их работе было непонятным остальным сотрудникам. Теперь же само название должности часто меняют с Chief information officer на Chief innovation officer, что отражает расширившийся круг обязанностей. Теперь эти специалисты входят в руководящий, а не обслуживающий персонал, потому как от них зависит развитие и будущее компаний. Они должны не просто закупать сервера, а заниматься бизнес-процессами, куда все активнее проникают высокие технологии. А прежние, «сисадминовские» функции все чаще передаются на аутсорсинг.

ИТ располагают в определенной степени неограниченными ресурсами с опорой на науку. Число появившихся только за последнее время направлений велико – большие данные, облачные сервисы, социальные сети, искусственный интеллект, интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн и многие другие. Все это – составляющие продолжающейся ускоренными темпами цифровой трансформации, в приоритете которой – интересы клиента.

Как подчеркнул спикер, важно, чтобы не только CIO разбирался в бизнесе и собственной роли в нем, но и руководство компании понимало значение инновационных решений, не ограничиваясь только обновлением программного обеспечения. Если нет полной взаимопомощи, любой проект станет провальным.

— К услугам пользователей все большее число инструментов и информационных систем, позволяющих оптимизировать все стороны деятельности – управление заказами, счетами, складами готовой продукции, планирование продаж, контроль производственных процессов и логистики, а также десятки прочих. Когда организациям предлагают их установить, руководители чаще всего задают вопрос: сколько это будет стоит и насколько это экономически оправдано? К счастью, сегодня многие из этих передовых разработок настолько широко распространены, что доступны уже без больших расходов. Можно взять их пробные версии, чтобы проверить их в деле, — рассказал спикер.

Одним из значимых секторов А. Саттаров назвал компании в области финансовых технологий (финтех). Всего за пару лет они по ряду параметров обогнали банки, недавно не воспринимавшие конкурентов всерьез. Сегодня у компании Click 4,9 млн пользователей, Payme – 1,2 млн. Есть ли хоть у одного банка такая активная клиентская база? Нет, потому сегодня банки сами приобретают успешные финтех-бизнесы.

Бум в этом сфере будет продолжаться, особенно в области банковских услуг частным лицам. Уже в нынешнем году ожидается упрощение системы денежных переводов. Все это приведет к оптимизации бизнес-моделей, снижению транзакционных расходов и ускорению всех процессов. Станет меняться и культура потребления финансовых сервисов со стороны населения.

***

В финальной части заседания участники обменялись впечатлениями об услышанном. Они сошлись во мнении, что многие предложения и идеи членов клуба должны озвучиваться не только на его встречах, но и на более высоком официальном уровне, чтобы помогать в решении актуальных проблем развития страны. CIO в состоянии выступать в роли экспертов при разработке проектов нормативно-правовых актов и иных документов. Тогда повысится результативность деятельности этой важной профессиональной площадки, которая сможет не только обсуждать вопросы, но и действовать.

Следующее заседание CIO Club запланировано на 21 февраля.

Последние Мероприятия

Все Мероприятия