16 января 2020

В столичном коворкинге Ground Zero прошло первое в новом году заседание CIO Club.

Открыл встречу эксперт клуба Ахадбек Далимов, вынесший на рассмотрение несколько организационных вопросов. Первый – проведение ежемесячных заседаний. Их договорились устраивать по пятницам.

— Есть предложение сделать постоянными темами трансформацию, безопасность и опыт CIO. А конкретные идеи для следующих встреч ждем от всех членов клуба. Их можно выдвигать и здесь, и в нашей телеграм-группе — под хештегом #idea. Например, мой вариант на февраль – электронная цифровая подпись, — сказал А. Далимов.

На голосование вынесли две инициативы: проводить конкурс на лучший ИТ-проект в Узбекистане и опросы среди CIO о положении дел в отрасли. В частности, выделяют ли учреждения деньги на информационные технологии, внедрение новинок и обучение по этому направлению, а также на каком уровне зрелости находится инфраструктура. Прошлые предварительные опросы показали, что проблем хватает. Нужно более четко понимать узкие места и работать над их устранением.

Говорили и о международных мероприятиях. Наши специалисты в наступившем году смогут принять участие как минимум в двух. Это CIO Central Asia 9-11 сентября в столице Казахстана Нурсултане, где часть соотечественников уже бывала, и Global CIO Academy 28-30 сентября в американских Вашингтоне и Арлингтоне. Такие поездки очень ценны в плане обмена опытом с коллегами.

В программу заседания вошли две презентации – об ITIL 4 от ITSM консультанта компании Expert Pro Наргизы Сулеймановой и о цифровой трансформации бизнеса от члена совета Universal Bank Абдулазиза Саттарова. Остановимся на них поподробнее.

ITIL 4 – что нового?

ITIL – сборник рекомендаций, лучшие практики управления ИТ-услугами. Проект ITIL был запущен в 1986 году по инициативе правительства Великобритании и позже, со второй версии, стал применяться по всему миру. У каждой версии был свой ключевой вектор: у первой – инфраструктура, второй и самой популярной – процессы, третьей – услуги. А четвертая, вышедшая в 2019-м, о ценностях. С ней, как показал блиц-опрос в зале, у нас в стране пока почти никто не знаком.

Как рассказала Н. Сулейманова, в ITIL 4 впервые появилась книга по основам – Foundation, которую она рекомендует прочитать всем коллегам. Также есть издания по 4 базовым областям. Другая новинка – service value system (приблизительный русский перевод – система управления ценностью услуг), предполагающая совместное создание ценности всеми участниками сервисных отношений. Для этого необходима выстроенная модель управления, состоящая из следующих элементов: стратегия, руководящие принципы, практики, цепочки создания ценности, а также постоянное совершенствование всех элементов управления. По сравнению с прошлой версией ITIL руководящие принципы укрупнены – вместо 9 их теперь 7, а прикладные разделы по процессам переформатированы в 34 практики, в каждую из которых регулярно будут вноситься дополнения. Среди новых – бизнес-анализ, управление рисками, рабочей силой и организационными изменениями.

Если раньше в фокусе были только услуги, то теперь к ним добавились продукты. При проектировании, поддержке и улучшении услуг, продуктов, практик необходимо учитывать 4 фактора: организации и люди (в прежней версии им напрасно почти не уделяли внимания), информация и технологии, партнеры и поставщики, потоки создания ценности и процессы.

Из зала прозвучал вопрос: есть ли наглядные примеры? 

Спикер отметила, что в ITIL, к примеру, нет описанного шаблона каталога услуг. Причина проста: сколько бы ни были проектов, процесс работы по каждому из них не похож на другие. Есть только общие установки и рекомендации, которые предлагает ITIL.

Изменилась и система профессиональной сертификации. Первая ступень – ITIL Foundation, затем выделены 2 потока второй ступени, включающих 5 курсов, прохождение которых позволит получить статусы ITIL Specialist, ITIL Strategist или ITIL Leader, на третьей ступени, после успешной сдачи всех соответствующих экзаменов второй ступени, присваиваются статусы ITIL Managing Professional или ITIL Strategic Leader. В Узбекистане сертификаты (ITIL Foundation и ITIL Managing Professional) имеют пока только 3 человека.

— Линейка экзаменов сейчас обновляется. Что дает их прохождение? Способность смотреть на картину в целом. Здесь собрались специалисты в разных областях, но важно видеть все взаимосвязи между ними. Понимать, что ИТ – не только о технологиях, но и людях, практиках, партнерах, а в первую очередь, о ценностях, — резюмировала спикер.

Цифровая трансформация бизнеса

Абдулазиз Саттаров начал презентацию со сравнения задач, которые выполняли CIO в 2009 году и десятилетие спустя. Тогда они отвечали в основном за компьютерную технику, многое в их работе было непонятным остальным сотрудникам. Теперь же само название должности часто меняют с Chief information officer на Chief innovation officer, что отражает расширившийся круг обязанностей. Теперь эти специалисты входят в руководящий, а не обслуживающий персонал, потому как от них зависит развитие и будущее компаний. Они должны не просто закупать сервера, а заниматься бизнес-процессами, куда все активнее проникают высокие технологии. А прежние, «сисадминовские» функции все чаще передаются на аутсорсинг.

ИТ располагают в определенной степени неограниченными ресурсами с опорой на науку. Число появившихся только за последнее время направлений велико – большие данные, облачные сервисы, социальные сети, искусственный интеллект, интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн и многие другие. Все это – составляющие продолжающейся ускоренными темпами цифровой трансформации, в приоритете которой – интересы клиента.

Как подчеркнул спикер, важно, чтобы не только CIO разбирался в бизнесе и собственной роли в нем, но и руководство компании понимало значение инновационных решений, не ограничиваясь только обновлением программного обеспечения. Если нет полной взаимопомощи, любой проект станет провальным.

— К услугам пользователей все большее число инструментов и информационных систем, позволяющих оптимизировать все стороны деятельности – управление заказами, счетами, складами готовой продукции, планирование продаж, контроль производственных процессов и логистики, а также десятки прочих. Когда организациям предлагают их установить, руководители чаще всего задают вопрос: сколько это будет стоит и насколько это экономически оправдано? К счастью, сегодня многие из этих передовых разработок настолько широко распространены, что доступны уже без больших расходов. Можно взять их пробные версии, чтобы проверить их в деле, — рассказал спикер.

Одним из значимых секторов А. Саттаров назвал компании в области финансовых технологий (финтех). Всего за пару лет они по ряду параметров обогнали банки, недавно не воспринимавшие конкурентов всерьез. Сегодня у компании Click 4,9 млн пользователей, Payme – 1,2 млн. Есть ли хоть у одного банка такая активная клиентская база? Нет, потому сегодня банки сами приобретают успешные финтех-бизнесы.

Бум в этом сфере будет продолжаться, особенно в области банковских услуг частным лицам. Уже в нынешнем году ожидается упрощение системы денежных переводов. Все это приведет к оптимизации бизнес-моделей, снижению транзакционных расходов и ускорению всех процессов. Станет меняться и культура потребления финансовых сервисов со стороны населения.

***

В финальной части заседания участники обменялись впечатлениями об услышанном. Они сошлись во мнении, что многие предложения и идеи членов клуба должны озвучиваться не только на его встречах, но и на более высоком официальном уровне, чтобы помогать в решении актуальных проблем развития страны. CIO в состоянии выступать в роли экспертов при разработке проектов нормативно-правовых актов и иных документов. Тогда повысится результативность деятельности этой важной профессиональной площадки, которая сможет не только обсуждать вопросы, но и действовать.

Следующее заседание CIO Club запланировано на 21 февраля.

Последние Мероприятия

Все Мероприятия

Партнер заседания CIO CLUB Uzbekistan: Диалог B2G